Свято-Богоявленский Храм - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Великий Пост

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий пост – это особое время для каждого православного христианина. Святейший патриарх Кирилл напоминает всем нам: "Цель поста – не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста заключается в том, чтобы достичь перемен внутри себя... Если в человеке не происходит перемен к лучшему, то он становится хуже. Постоянство, которое мы нередко так оберегаем, и которое считаем удобным, привычным, на самом деле является регрессом".

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку рая, была заповедь о посте. "Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай," – говорит святитель Василий Великий (IVв). Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: "Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся" (Мф.9,15). О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. "Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище", – свидетельствовал авва Пимен (IVв). А преподобный Иоанн Лествичник (VIв) посвятил посту особую ступень своей духовной "Лествицы", где отмечал, что "начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение".

Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли Святых Отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и на пути к Богообщению. "Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями", – наставлял авва Серапион (IVв). Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. "Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто", – писал святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).

Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.

О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название "Четыредесятница" часто встречается в древних письменных памятниках. Однако соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в 4 веке.

Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы "ради спасительных страстей" Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: "Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)" (кн. 5, гл. I). Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего пополудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.

Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: "Отнюдь вовсе ясти не подобает". В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, – сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

Церковь, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных желаний. Поэтому в песнопениях Церковь называет Святую Четыредесятницу веселым временем поста. 


Назад к списку